Главная | Регистрация | Вход Пятница, 19.04.2024, 08:20

Детский сад 
№10 "Колокольчик"


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области Детский сад комбинированного вида №10 "Колокольчик"

Меню сайта
Последние новости
Материалов за текущий период нет.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Художественно – эстетическое воспитание

Художественно – эстетическое воспитание в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении городском округе Королёв московской области «Детском саду комбинированного вида№ 10 «Колокольчик»

 

«Двое смотрят вниз :

один видит   лужу под ногами, другой -  звёзды,

                                                                                                                                                                отражённые в ней… »

                                                                                                                                                                                      Эзейштейн

 

   Одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности, достоинства человека, понимающего себя и окружающий его мир, является художественно – эстетическое воспитание.

  Хорошо сформированное чувство собственного достоинства становиться неотъемлемой чертой личности. Постоянное переживание соответствия своего поведения принятым на себя обязательствам через художественно – эстетическое воспитание плюс осознанное стремление им соответствовать и уверенность в своей способности к этому независимо от внешних условий – это черты суверенной личности.

  Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого  «(воспринимаемый чувством). Философы – материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки  является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием.

                Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего  всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного   к себе отношения.

   Эффективная педагогическая деятельность не может проводиться в слепую, без постоянного изучения, растущего человека, изменений в нём происходящих, без постоянного отслеживания результатов, без прогнозирования тенденций развития и принятия адекватных управленческих решений. Речь идёт о педагогическом мониторинге, т.е. непрерывном, научно обоснованном, диагностико – прогностическом, планово – деятельностном отслеживании  воспитательного  и образовательного процесса.

     В настоящее время работая с коллективом в данном направлении мы осознаём всю значимость темы , что заставляет по иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

  Задача коллектива была подойти к работе по формированию эстетического вкуса дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, что бы процесс формирования эстетического вкуса можно было сделать более естественным, эффективным. Это позволило нам на основе базисной программы разрабатывать комплексы занятий с учётом проектного метода, направленных на совершенствование работы по эстетическому воспитанию.

Такой подход помог нам получить  следующие результаты:

Ø Повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;

Ø Обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников;

Ø Установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;

Ø Повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей поисково – познавательного интереса к красоте окружающего мира;

Ø Получить высокие показатели в развитии личности дошкольника;

Ø Активную заинтересованность  и участие родителей в воспитательно - образовательном процессе .

 Подготовительный этап к работе по художественно – эстетической направленности  ознаменовывался ознакомлением с теоретическими материалами по данному направлению. Было изучено много литературы как педагогического ,так и психологического характера

К.Маркс писал : «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить « по законам красоты»

Б.Т.Лихачёв писал о том, что только целенаправленное педагогическое эстетико – воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную  художественно творческую деятельность способны развивать их сенсорную сферу, обеспечить  глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

В процессе работы мы обратили внимание на то, что педагоги часто путают понятия или отождествляют понятия  эстетическое и художественное воспитание.

Художественное воспитание это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому  у ребёнка формируется художественные чувства и вкус. Ребёнок потом сам старается творить, а так же помогает разбираться в искусстве, любить его и понимать.

Эстетическое воспитание многогранно, оно затрагивает и художественное творчество, и эстетику быта , а так же поведение, труд и отношения. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической деятельности. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет  его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

    В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребёнок не может до конца понять где истина прекрасного, а где подделка.

Мы выделили несколько позиций особенности эстетического воспитания:

Ø Рассказывая о прекрасном, воспитатель должен акцентировать внимание на чувствах, а не на содержание ;

Ø Эстетическое чувство необходимо связать с сенсорным развитием, т. к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков;

Ø Ребёнок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.

Опираясь на базовую программу воспитания и обучения детей в детском саду, были выделены  задачи: 

1.     Воспитание художественного вкуса.

2.     Воспитание эстетики поведения.

3.     Развитие творческих способностей.

4.     Познание окружающего мира путём поисково – исследовательского метода.

Чтобы выполнить намеченные задачи в детском саду прежде всего были созданы все условия.

Были отобраны средства:

1.     Окружающая действительность.

2.     Природа.

3.     Все занятия, согласно учебному плану

4.     Эстетика быта.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий : объема и качества художественной информации, форм организации  и видов деятельности, возраста ребёнка.

А.С.Макаренко подчёркивал также, что метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, м общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.» И далее : «Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединённо от всей системы средств. И наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная»

 Мы в совей работе обычно применяем три основных  группы методов – наглядные, словесные, практические, причём используем их комбинированно, в определённом сочетании. Например : побуждение, стимулирование к сопереживанию нравственно – эстетических чувств; убеждение средствами эстетических качеств природы, общества, предметов, произведения искусств; приучение к практическим художественным действиям и правилам культуры поведения; метод поисковых ситуаций, побуждающим к самостоятельным творческим действиям и др.

  Что же побуждает нас определять выбор метода? Это естественно источник знаний, вид деятельности и поставленные конкретные  учебные задачи, учёт возрастных особенностей детей, а так же уровень и подготовка, мастерства и способностей  воспитателя.

     Под руководством  взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их , следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребёнка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает : знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно – прикладном, народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируются знания о различных выразительных средствах искусства ( в скульптуре например используемый материал, поза, жест, движение и т.п.) Детям необходимо видеть результат своего труда ,признание. В нашем дошкольном учреждении   ежеквартально проводятся выставки художественно – эстетической направленности. Они бывают как тематические, так и творческие. Например, тематические выставки посвящены временам года, народно - прикладному искусству, празднованию каких либо дат. К подготовке данных выставок привлекаются все и педагоги и родители, а во главе угла стоит ребёнок. Важно создать благоприятную среду для раскрытия творческих способностей ребёнка. Любое мероприятие проходит путём проектного метода. Через все виды деятельности красной нитью проходит одна тема. На разных занятиях перед ребёнком раскрываются все  аспекты данной темы, идет наработка опыта познания , что в итоге выливается в конечный результат, продуктом которого становиться работа ребёнка. На базе нашего дошкольного учреждения ежегодно проходит общегородская игра олимпиада «Хочу всё знать» в номинации  - изобразительная деятельность. В данном конкурсе принимают участие дети всех дошкольных образовательных учреждений города Королёва.

            Начиная с первого дня прихода ребёнка в детский сад мы начинаем формировать также знания о музыке : вокальной и инструментальной, разнообразии её тематики и жанров, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных  инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки. Для развития творческого потенциала ребёнка в детском саду построена настоящая театральная сцена, что позволило нам синтезировать  утренники в старших и подготовительных группах, с театрализованным представлением.

В дошкольном учреждении  двенадцать разновозрастных групп. Работает три музыкальных руководителя. Все утренники проводятся индивидуально с каждой группой, что позволило  привести  утренник с номинального  в семейный праздник. Родители на утренниках  «играют роль» не пассивного зрителя, а активного участника праздничного представления. Родители с удовольствием учат стихи, декламируя их на утреннике, танцуют в хороводах, индивидуально участвуют в играх, сценках и пр. Ребёнок воспринимает себя в этот момент соучастником  общего дела.

Наряду с усвоением знаний в содержании  эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые так же связаны с формированием эстетических эмоций, чувств, отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально – двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах.

 Большое значение мы придаём и формированию у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, сказках, фольклоре : поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений ( реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.)  Учитывая всё многообразие и богатство литературы, мы стараемся привить любовь детей посредством постановки  кукольных спектаклей, проведения конкурса «Чтецов» в каждой декаде года. Участниками данного конкурса могут быть дети от групп 1 младшего возраста, так и подготовительного возраста. Детям предлагается  свободный  выбор выражения своих способностей посредством  чтения стихотворения, прозы, отрывка из произведения. Родители к данному конкурсу  относятся ответственно разучивают различного рода произведения , сами участвуют в конкурсе, читая с ребёнком произведение по ролям. К «Дню славянской письменности» проводится выставка «Книжки – малышки» , на которой раскрываются  художественные творческие способности детей и родителей. Все эти мероприятия  взаимосвязаны между собой. Они способствуют расширению кругозора ребёнка, его творческого потенциала, а самое главное что всю данную работу ребёнок проделывает в тесном взаимодействии с воспитателем и родителем.

 В каждой группе выпускаются журнал для детей и родителей, в содержание которого входит материал по знакомству родителей с жизнедеятельностью группы, рекомендуемые  произведения для чтения детям, печатаются  небольшие рассказы для детей, игры, рекомендации психолога и педагогические рекомендации для родителей. Печатаются детские работы детей: рисунки, стихи, рассказы. Данный журнал пользуется большой популярностью у родителей. Книжки – малышки после выставок дарятся  детьми старшего дошкольного возраста детям младших групп. Все это

 Нельзя забывать, что эстетическое воспитание содержит в себе и раздел о природе. Образ природы присутствует по всюду и в литературных произведениях, музыке, изобразительной деятельности, в окружающим ребёнка мире. Мы стараемся привлечь ребёнка к наблюдательности, учим его отмечать красоту природы в разное время года, видеть характерные сезонные изменения в природе, как преображается природа в результате труда человека (посадка цветов, деревьев и пр) Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, педагог и ребёнок должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

  В каждой группе, начиная со среднего возраста ведутся  кружки : «Природа и фантазия», «Маленькие мастера», «Умелые ручки» и т.д., где дети используют природный материал для подделок, которыми украшаются групповые помещения, создаются выставки.

     Эстетическое воспитание не может решаться суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Для этого необходимо проводить большую работу и с педагогическими  кадрами.  От культуры педагога , знаний, профессионального мастерства, эстетического вкуса зависит формирование уровня художественного и музыкального развития ребёнка.

  Организующим моментом работы с педагогическими кадрами по эстетическому воспитанию детей является выявление, и развитие у них творческих начал. Этому способствует сама  творческая атмосфера, в которой трудится педагогический коллектив. Администрация детского сада старается поддерживать у воспитателей интерес к творчеству. Ежеквартально к педагогическому совету организуются смотры – конкурсы на лучшее оригинальное учебно – наглядное  пособие, игрового материала, изготовление различного вида театров, организуются смотры – конкурсы названия : «Образцовая группа»,»Образцовый участок». Лучший опыт работы рекомендуется для внедрения в других группах.  

Постоянно проводятся семинары – практикумы. Воспитатели защищают свои проекты по различной тематике.

  Большое внимание уделяется педагогическому росту воспитателей путём самообразования. В методическом кабинете детского сада вниманию воспитателей предоставляется специальная методическая литература по эстетическому воспитанию. Повышению культурного уровня способствуют  организуемые в детском саду диспуты, на которые выносятся для обсуждения новые книги. Все молодые педагоги прикреплены к педагогам  - новаторам, которые в свою очередь патронируют работу молодых специалистов. Все педагоги детского сада посещают те или иные курсы повышения квалификации.

            Моя задача, как руководителя, не только осуществлять контроль за деятельностью педагогов, но и быть им примером в стремлении постоянного поиска самообразования. 

   В.А.Сухомлинский говорил : «Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»

Эстетическое воспитание – это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам добра и красоты.

    Специфическое содержание эстетического  воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.

   Задача остаётся одна – последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей к окружающему миру. Чёткому пониманию своего «Я» в обществе.

 Нельзя забывать и об эстетике быта. Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю. Мы стремимся создавать комфортные и красивые условия для пребывания ребёнка в нашем дошкольном учреждении. Эстетика быта включает в себя красоту каждодневного общения с педагогом, людьми, которые ежедневно окружают ребёнка. Это и внешний вид педагога его речь, условия созданные в групповом помещении.

Необходимо помнить три правила :     

Ø Жить в красоте

Ø Замечать красоту

Ø Поддерживать и создавать красоту вокруг себя.

Создавая «среду обитания» для своих воспитанников мы, прежде всего, уделили внимание её развивающему характеру. В нашем дошкольном учреждении помимо групповых помещений, для детей  прекрасно  оборудованы : музыкальный и спортивный залы. Имеются: ИЗО студия, «Экспериментальная лаборатория», мини – музеи «Мой город Королёв», «Космос»,  музей «Русская изба»,  кабинет «Математики и логики», бассейн.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря , среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.  Практика показывает, что полностью заменять предметную среду  в группе сложно, но всё – таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет способствовать формированию познавательной и двигательной активности ребёнка, развитию его эстетического вкуса.

В нашем дошкольном учреждении дети чувствуют себя комфортно и непринуждённо, т. к. ощущают себя полноправными членами нашего дружного коллектива.

  

  Заведующая МДОУ  д/с № 10 «Колокольчик»

  Ганюшина Марина Юлдашевна

 

                                           г. Королёв Московской области 

Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Новые документы
Материалов за текущий период нет.

Copyright MyCorp © 2024
uCoz