«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Детский сад №10»
_________М.Ю. Ганюшина
Пр.№132__от16.08.2016 ________
Программа
дополнительной образовательной услуги
«Умелые ручки»
старшего дошкольного возраста
на 2016 – 2017 учебный год
педагога дополнительного образования
Жаткиной Татьяны Леонтьевны
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно- прикладного искусства «Умелые ручки»
Возраст детей 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатель: Жаткина Т.Л.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть к 6 годам даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на детей с 5 до 6 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 28 занятия. Группа работает 1 раз в неделю по 25 минут, всего 32 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек.
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала,
- научить работать с цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию дошкольников;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание детей;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);v
наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;v
индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.v
Требования к уровню подготовки дошкольников
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в конце учебного года. Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольников:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 года.
1. Работа с природным материалом (3 занятия)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Работа с бумагой и картоном (15 занятий)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
3. Театр из цилидров (3 занятий)
Форма цилидра. Закручивание прямоугольника в цилиндр (низкий и высокий).
4.Изготовление поделок из бросового материала (5 занятий)
Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.
5. Работа с иголкой, цветными нитками и пуговицами. (3 занятий)
Изготовление мини-пано из пуговиц, пришитыми на ткани.
6. Работа со скорлупками (2 занятий)
Изготовление поделок полой яичной скорлупы
Учебно – тематический план
кружкового объединения «Умелые ручки»
№ |
Тема |
Количество занятий |
1. |
Работа с природным материалом |
4 |
2. |
Работа с бумагой и картоном |
15 |
3. |
Театр из цилидров |
3 |
4. |
Работа с иголкой, цветными нитками и пуговицами |
3 |
5. |
Работа со скорлупами |
2 |
6. |
Работа с бумагой и бросовым материалом |
5 |
|
Всего |
32 |
Октябрь
1 |
Знакомство с кружком «Умелые ручки» |
Цель: познакомить детей с кружком «Умелые ручки», рассмотреть поделки детей старших групп, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки. |
2 |
Коллективная работа «Солнышко» |
Цель: учить детей выполнять композицию из сухих листьев, развивать интерес к работе с природным материалом, фантазию и эстетический вкус. |
3 |
Коллективная работа «Ёжик» |
Цель: учить детей выполнять композицию из сухих осенних листьев,выкладывать их по карандашному контуру; воспитывать бережное отношение к используемым материалам. |
4 |
«Грибы» |
Цель: учить детей изготавливать объёмные композиции из цветной бумаги и картона, воспитывать аккуратность и эстетический вкус. |
Ноябрь
1 |
«Птичка» |
Цель: учить детей изготавливать поделки из природного материала (желудей, шишек. прутиков и сухих листьев), прочно соединяя части птички. |
2 |
«Нарядный коврик» |
Цель: учить детей изготавливать поделки из разноцветных полосок; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. |
3 |
«Старичок-лесовичок» |
Цель: учить детей изготавливать игрушки из природного материала (шишек, сухих веточек, листьев), развивать фантазию и эстетический вкус. |
4 |
«Зайчик меняет шубку» |
Цель: учить детей изготавливать игрушки из полосок разной длинны, аккуратно крепить их между собой, красочно оформлять готовую игрушку. |
Декабрь
1 |
«Попугай» |
Цель: учить детей изготавливать поделки из полосок разной длины и ширины, делать петли, красочно оформлять готовую игрушку; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. |
2 |
«Рыбка» |
Цель: учить детей изготавливать поделку из яичной скорлупы и разноцветных бумажных полосок; развивать у детей интерес новым материалам, воспитывать усидчивость и кропотливость. |
3 |
«Новогодняя гирлянда» |
Цель: учить детей изготавливать гирлянды из цветных бумажных полосок, соединяя между собой петли, снежинки и шары, подбирая цветовую гамму для данной композиции. |
4 |
«В лесу родилась ёлочка» |
Цель: учить детей вырезать симметричные фигуры, соединяя их по сгибу; красочно оформлять готовую поделку; развивать у детей интерес к изготовлению объёмных игрушек из цветной бумаги. |
Январь
1 |
Коллективная работа «Снег да снег кругом» |
Цель: учить составлять сюжетную композицию с помощью предметов из цветной бумаги и ваты; развивать эстетический вкус; воспитывать желание помогать друг другу. |
2 |
« Две подружки – ниточка и иголочка» |
Цель: учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы; познакомить детей с новыми материалами, развивать интерес к работе с нитками и пуговицами. |
3 |
«Цветочек из пуговиц» |
Цель: учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, составлять композицию из пуговиц, пришивать пуговицы согласно заданной композиции. |
4 |
«Цветочек из пуговиц» |
Цель: учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы; воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
Февраль
1 |
Сказка: «Три медведя» (коллективная работа) |
Цель: учить изготавливать фигурки животных из цветного картона и бумаги цилиндрической формы; развивать творческие способности детей. |
2 |
Сказка: «Колобок» (коллективная работа) |
Цель: учить детей изготавливать игрушки для настольного театра цилиндрической формы; развивать эстетический вкус; воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
3 |
«Самолёт» |
Цель: учить детей мастерить подарки для пап из спичечных коробков, обклеивая объёмные предметы цветной бумагой; воспитывать желание делать близким приятное. |
4 |
«Игольница» |
Цель: учить детей изготавливать подарки для мам из картона и поролона; продолжать знакомить с новыми материалами; воспитывать у детей желание делать подарки близким. |
Март
1 |
«Аквариум» (коллективная работа) |
Цель: учить детей изготавливать объёмные композиции из бросового материала; продолжать знакомить с новыми материалами; развивать фантазию, интерес к работе в коллективе. |
2 |
«Мимоза» |
Цель: учить детей составлять художественную композицию из картона, цветной бумаги и ваты; развивать творческие способности детей. |
3 |
«Поросёнок» |
Цель: учить детей изготавливать поделки из яичной скорлупы; познакомить с новыми материалами, развивать интерес к оформлению сюжетной композиции. |
4 |
«Корзина с подснежниками» |
Цель: учить детей изготавливать художественную композицию из полосок цветной бумаги, склеивая отдельные детали в несколько слоёв; распределяя предметы в определённом порядке. |
Апрель
1 |
Сказка «Теремок» (коллективная работа) |
Цель: учить детей изготавливать игрушки для настольного театра из цветной бумаги и картона конусной формы и оформлять их; развивать фантазию, эстетический вкус; воспитывать желание трудиться в коллетиве. |
2 |
Сказка «Теремок» (коллективная работа) |
Цель: учить детей оформлять сказочное пространство; развивать умение использовать в работе бросовые материалы, используя знакомые навыки и приёмы. |
3 |
«Весна –красна» |
Цель учить детей изготавливать обрывную аппликацию, создавая сюжетную картинку; воспитывать аккуратность, умение трудиться в коллективе. |
4 |
«Машина» |
Цель: учить детей изготавливать игрушки из бросового материала, обклеивая отдельные детали цветной бумагой и собирать в единый макет. |
Май
1 |
«Весенняя полянка» |
Цель: учить детей составлять единую сюжетную композицию из цветной бумаги с объёмными элементами; воспитывать у детей чувство взаимопомощи и желание заниматься коллективной аппликацией. |
2 |
«Сирень» |
Цель: учить детей вырезать ножницами мелкие детали из бумаги сложенной вчетверо; воспитывать интерес к кропотливому труду и чувство прекрасного. |
3 |
«Цветок» |
Цель: учить детей изготавливать предметы объёмной формы из полосок разной величины и цвета; воспитывать эстетический вкус. |
4 |
«Бабочка» |
Цель: учить детей изготавливать предметы из полосок разной величины и цвета; развивать фантазию и творческие способности. |
Литература.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова.
Программа «Шаг в искусство» С.Погодина
Программа «Истоки» Л.Парамонова
«Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева
«Объёмная аппликация» И.М.Петрова
«Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова
«Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева
«Занятия аппликацией в детском саду» З.А.Богатеева
«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
«Конструирование из бумаги в детском саду» И.В.Новикова